|
Четыре состояния, или четыре проявления, или четыре качества. Пожалуй, это самые загадочные операторы Чжоу И. Два образа, и Восемь гуа на слуху у многих, а вот среднее положение, занимаемое Четырьмя, рассматривается достаточно мало, хоть и является одной из основных тем Перемен.
Первое что устанавливают Четыре гуа, приходя в Мир, это Цикличность процессов. Именно Четвёрке Перемены обязаны качеством Циклические.
Уже позже, цикличность будет развёрнута и изучена, и введена в календари и философию, а пока, вся цикличность упирается в прохождение по четырём ступеням развития, Потенциальное, Развивающееся, Зрелое и Угасающее.
Как же появились эти четыре состояния?
Было сказано, что Ян потеряв яновость становится Инь, а когда яновость возвращается (или теряется иневость), то Инь превращается в Ян. Так определяется две точки состояний и два перехода этих состояний одного в другое. Таким образом, можно перечислить состояния как "состояние яновости", "состояние превращения Ян в Инь", "состояние иневости" и "состояние превращения Инь в Ян".
Сама по себе разница двух указанных превращений не очевидна. На Западе, где противопоставляется Белое Чёрному, оба эти превращения могут быть приравнены к единому статическому Серому, но в нашем случае, Серое рассматривается как переходный этап, и становится важным что именно впереди у этого Серого, Белое или Чёрное.
Так превращения обретают смысл "приобретения" и "утраты" некоторого качества (яновости или иневости в данном случае), вдобавок к двум устойчивым состояниям "наличия" и "отсутствия". И в любых манипуляциях эти четыре состояния применимы к любым качественным понятиям независимо от их сложности.
Принято устойчивые состояния определять как молодые Ян и Инь, а превращения как старый Ян (переходящий в Инь) и старую Инь (переходящую в Ян). И записывать числами соответственно сИ-6, мЯ-7, мИ-8, сЯ-9. Поскольку в мантике исследуются динамические процессы, тоесть только те места в гексаграмме, которые заняты старыми чертами, то в тексте каждый афоризм к черте предваряет фраза "девятка на первом месте" или "шестёрка вторая" и т.д., тоесть афоризм срабатывает только когда на данном месте есть шестёрка или девятка.
В самом тексте Канона Перемен четыре качества упоминаются как "четыре мантические формулы" Юань-Хэн-Ли-Чжень.
Юань - Начало, Импульс, Включение, Великое.
Хэн - Проявление, Сообщение, Подключение.
Ли - Сообразность, Образование, Пригодность, Урожай.
Чжень - Верность, Стойкость, Удержание, Упорство, Праведность, Разгадывание.
(по переводу Б.Б.Виногродского)
Традиционно же об эти четыре иероглифа сломано огромное количество копий, и трактование их в самом тексте канона отличается крайне большим многообразием.
Вероятно то, что в изначальном текстовом варианте к каждой гексаграмме прилагалось по четыре описания состояния качеств её приписываемых, тоесть давалась гексаграмма в состоянии Прежнего неба, и четыре её состояния Последующего неба (возможно это и был текст называемый Лянь шань "смыкающиеся горы"). В дальнейшем в виду изменения парадигмы самого гадания, афоризмы последующего неба были увеличены числом до шести, и стали приписываться не к четырём состояниям, а к чертам гексаграммы. Попытка реанимировать старинную систему привязки к этапам эволюции и цикличности развития, вынудила расширить мантические формулы до шести соответственно и изменить кол-во этапов развития. Но, увы и ах, выше головы не прыгнуть, и четыре этапа нельзя растянуть на шесть. Так в тексте появляется ещё две странные мантические формулы, теоретически призванные вернуть афоризмы в лоно этапов развития, они звучат как "предназначенность" и "верность" (как вариант перевода В.Е.Еремеева). Поскольку попытка раздвинуть ряд четырёх состояний сама по себе крамольна, то вероятно две эти формулы выстроены в перпендикуляре по отношению к плоскости цикла развития.
Как бы там нибыло, но такой вид текста вероятно и был назван Гуй цзан "возвращение в хранилище".
Но мантическая парадигма взяла своё, и текст всё же претерпел трансформацию в полноценный текст с афоризмами привязанными к чертам, что было названо Чжоу И, это то, что было канонизировано и что мы имеем на сегодняшний день.
В тексте И-цзин не следует искать логики превращений по четырём состояниям, хоть следы этой логики и присутствуют, но целостность утрачена полностью.
В древнейших системах при рассмотрении гексаграммы в одном из четырёх состояний, к шести чертам основной гуа добавляли две черты состояния, что бы отличить это же гуа в другом состоянии, поэтому в некоторых источниках упоминается такой загадочный термин как "Ба Яо" (восемь мест под черты для результата гадания). Сейчас же, одну (или несколько) из черт гуа определяют как старую, поэтому надобности в двух дополнительных Яо нет.
Юань-Хэн-Ли-Чжень наследуют способ изображения от изображения монады Ян-Инь.
Их можно изобразить примерно следующим образом:
Иногда к данному изображению добавляют изображения самих диграмм, располагая их по диагоналям от рисунка.
|
|