РАЗЛИЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА СТРОЕНИЕ ГЕКСАГРАММ
данный раздел является отражением частного мнения автора о существе предмета

    Первое, что хочу сделать в первую очередь, это сказать, что гексаграммы никогда не были удвоенными триграммами! Гексаграммы как и триграммы возникли из Великого Предела! Что подразумевает наличие независимых (в разумных пределах) триграммных, тетрограммных, пентаграммных и гексаграммных техник. Так уж вышло, что в Фен-Шуй развивалась техника триграмм, а в И - гексаграмм, остальные техники не получили развития.

    Не вдаваясь в подробности, отмечу, что триграммы - восемь образцов, что и сделало их востребованными в "Ветре и Воде", а гексаграммы - шестьдесят четыре вида предвидения, что вполне исчерпывает гадательное назначение "Перемен". Пентаграммы, как тридцать два метода в какой-то степени можно увязать с тридцатью шестью Стратегемами, но сама система их утеряна.

Сами гексаграммы можно воспринимать совершенно по-разному.

    Во-первых, гексаграммы можно (и нужно) понимать как код (или схему) целостной ситуации. Именно как соотношение нескольких потенций в отдельно взятый момент времени их представляют традиционно.

Все эти представления основаны на восприятии сочетаний нескольких понятий и их составляющих в момент времени.

Наличие старых (изменяющихся) черт позволяет проследить динамическое изменение гексаграммы.

Так обнаруживается тенденция развития ситуации при "молодении" гексаграммы.

Чаще всего (по умолчанию), старая гексаграмма указывает на настоящий момент, а молодая на предполагаемую ситуацию, которая сложится при описываемом разворачивании событий.

По большому счету, обе гексаграммы приобретают своё назначение в зависимости от вопроса. Например, при вопросе "как развивались события?", обе гексаграммы будут отражать прошлое.

Притом, что гексаграмма это соотношение определённых сил, а старые черты занимают позиции внутри какой-либо силы, то уместно и предположение, какая собственно сила ответственна за произошедшее изменение.

Таким образом, к гексаграмме применяется временной фактор в горизонтальном направлении (далее - "горизонтальное время").

Кроме того, если все старые черты обозначить как Ян, а молодые как Инь, то получится "гексаграмма активности", которая будет ничем иным как характеристикой воздействия, в результате которого произошло изменение.

Если на гексаграмму-ситуацию воздействовать одноимённой гексаграммой активности, то естественным образом ситуация помолодеет до "Исполнения", поскольку все Яновые черты изменятся. Апогеем такого процесса можно считать ситуацию, когда на "Творчество"-ситуацию воздействуют "Творчеством"-активностью.

    Полезно упомянуть о ещё одном видении гексаграмм, возможно самом древнем из тех, когда к гексаграммам привязывали афоризмы. Лингвистические исследования указывают на тот факт, что самый древний текст Перемен имел только по четыре афоризма к каждой гексаграмме (а не шесть, как сейчас). Это говорит о том, что некогда гексаграммы, воспринимаемые как целостные состояния, имели свой жизненный цикл. Тоесть, каждая гексаграмма имела четыре этапа развития - "изначальное", "развивающееся", "полное" и "распадающееся", и афоризмы привязывались не к чертам, а к этим этапам развитости ситуации. Этот факт трансформировался во фразу "в изначальном развитии благоприятна стойкость".

В таком представлении был уже "зашит" фактор времени, но он не был динамичен, тоесть речь вероятно шла о древних попытках развернуть систему гексаграмм до октаграмм, но это непосильная задача и поныне.

    Имеет место и взгляд на гексаграммы без учёта характеристик черт. Такой взгляд возможен при рассмотрении изменения "старая-молодая гексаграмма". Иногда сам вид гексаграммы относится на второй план и наибольшее внимание уделяется смыслу сокрытому в иероглифическом написании названия гексаграммы.
Древние написания названий гексаграмм содержали и основной смысл гексаграммы. Записанные пиктограммами названия, таким образом, содержали в себе элементарные и в тоже время объёмные смысловые сочетания, зафиксированные с помощью схематичных изображений примеров ситуаций, соответствующих характеру гексаграммы.
Например, основным свойством дракона можно назвать его изменчивость, и исторически сложилось, что иероглиф "перемены" ("И" в сочетании И-Цзин) произошол из пиктограммы означающей - "дракон". Таким образом, если проследить развитие иероглифа И ("перемены"), то можно увязать смысл, который передаётся этим иероглифом с идеей о драконьей изменчивости.

Наряду с "горизонтальным", существует и "вертикальное время", которое проходит в гексаграмме сверху вниз (обратно построению гексаграммы, которое проводится снизу вверх, тоесть от будущего к прошлому).

    Что бы окончательно вас запутать, сделаю очередную оговорку. Есть техники, в которых при вертикальном положении временного вектора, для целой гексаграммы он направлен вниз, а для триграмм входящих в состав этой гексаграммы - вверх. При этом построение гексаграммы ведётся от прошлого всех потенций (начиная с самой "будущностной" черты гексаграммы) к будущему потенций (тоесть заканчивая самой "прошлостной" чертой гексаграммы). Таким образом получается, что даже зная прошлое всех потенций, прошлое всей ситуации остаётся неизвестным до последнего момента, тоесть пока не выяснится будущее каждой потенции, хотя общее будущее становится известно на самом первом этапе построения.

Такое странное поведение объясняется очень просто – поиском причин нынешнего положения в будущем. Простой пример: я должен сходить в магазин, что бы было чего съесть потом. Так причина (желание поесть), находящаяся в будущем, породила следствие (поход в магазин), находящееся в настоящем.

Такую последовательность причинно-следственной связи можно назвать «субъективной», в то время как обычную – «объективной».

В Переменах есть только одна гексаграмма придерживающаяся «объективной» ПСС, это «Беспорочность». Остальные гексаграммы предполагают «субъективную» последовательность. Система Перемен, как гадательной книги, предполагает схему вопроса – «что нужно, что бы получить желаемое?», тоесть она относит причину (желаемое) в будущее, а следствие (действия по достижению желаемого) располагает в настоящем.

Вернёмся к строению гексаграмм.

Возможно восприятие гексаграмм как своеобразной истории изменения состояния точки с течением времени. То есть, гексаграмма представляет из себя фиксацию шести последовательных состояний объединенных в одно понятие (например: утро+день+вечер+ночь=сутки). Различие между гексаграммами в таком случае представляет из себя разницу в качестве последовательных изменений (например:

дождливый день+ дождливый день+ дождливый день=наводнение,
жаркий день+ жаркий день+ жаркий день=засуха,
жаркий день+ дождливый день + жаркий день=норма,

таким образом, с помощью всего лишь двух состояний и их последовательности, можно обозначить несколько различных, вполне реальных сценариев).

Такое представление гексаграмм возможно исходя из того, что воздействуя на гексаграмму пятикратно «горизонтальным временем», мы увидим, как каждая черта пережила шесть состояний, а последовательно объединив шесть состояний черты в гексаграмму, мы и получим гексаграмму состояния отдельной «точки».

Так мы рассматриваем уже не ситуацию взаимоотношений нескольких потенций, а лишь отдельный атрибут этой ситуации. Акцент здесь ставится не на взаимоотношениях в пространстве, а на изменениях во времени. В этом случае старых черт быть не может, так как развитие идёт поступательно и линейно.

В каком-то смысле, такая изолированность от внешнего мира (неосведомлённость) может показаться регрессом (по отношению к видению ситуации целиком), но это не так. Дальнейшее развитие этой системы позволяет обобщить весь окружающий мир до единого предсказуемого внешнего фактора, и осведомлённость в этом случае становится 100%-ной.







 
Rambler's Top100 Service
   
Hosted by uCoz