ОБ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЯХ ЧЖОУ И
(о фигурах Гуа)
данный раздел является отражением частного мнения автора о существе предмета

    "Фигурой Гуа" (или просто "Гуа") следует называть графическое или вещественное выражение результата гадания, или какой-то сопоставительной деятельности. Применительно к И-Цзин, это гексаграммы, тоесть фигуры, состоящие из шести черт. Гексаграмма, как фигура гуа имеет шесть Яо (Яо - место под черту в фигуре Гуа). Каждая Яо может быть занята превращающейся чертой, целой или прерванной.

    Вещественно, Гуа может быть отражена простым записыванием комбинации черт на бумаге (или чём-то другом), либо Гуа может быть изображена посредством специальных устройств. В классическом исполнении инструмент для отображения Гуа - это специальные бруски, которые называют бирками. Бирки прямоугольной формы, имеют квадратное сечение, примерно 2 см в ширине и 10 см в длине. По мере того, как получается та или иная Гуа, она фиксируется бирками, которые на своих сторонах имеют изображение черт Гуа, и поворачиваются соответственно той стороной вверх, которая по изображенной черте совпадает с выпавшей чертой.

    Чаще всего Гуа называют триграммы и гексаграммы, но на деле же, Гуа может содержать любое количество черт, которое зависит от гадательной системы. Например, в "книга великой тайны" Гуа состоят из четырёх черт (каждая черта может быть трёх видов), так же Гуа называют сочетания специальных шашек в некоторых системах. Другими словами, Гуа - это элемент полноценной, завершенной символьной системы. В такой системе, количество Гуа строго определено, вид отдельных Гуа известен, не может быть в рамках данной системы никаких дополнительных Гуа, и никакая Гуа не может быть объявлена лишней.

    В практических дисциплинах, с наборами Гуа связывают наборы свойств, качеств, состояний, примет и т.д. Так Фен-шуй заимствует качества привязанные к триграммам из И-цзин. Но сами по себе Гуа вряд ли имеют качества, скорее они имеют некие законы взаимоотношений между собой и внутри себя, такие как "принятие", "седлание" (законы отношения черт внутри Гуа).

    Про приписывание Гуа каких бы то нибыло качеств можно ещё отметить следующее. Гуа в идеале являются некими принципами, и сами по себе они не имеют качеств, но человек может черпать что-то в Гуа, и тем самым получать качества из Гуа. Это подобно тому как наблюдая море во всей совокупности, мы не различаем отдельных предметов, рыб, водорослей, малюсков, морской воды, подводных рифов и т.д., мы просто называем это Морем, но вот рыба выловленная из Моря, и теперь это уже совершенно отдельная и осязаемая рыба. Так же и Гуа, не следует говорить о Гуа как о чём-то качественном, но любое качество можно почерпнуть из Гуа, именно будучи взятым в том или ином знаке Гуа качество приобретает самостоятельность. "Владыка … трудится как Кань", здесь утверждается, что труд владыки имеет качества знака Кань, тоесть именно от этой Гуа Владыка берёт качества своего труда. "Посредством Ли (знак 10 - Поступь) приводят в согласие действия" - тоесть, берут качества знака Ли для действий.



     Ниже преведена словарная статья (попёртая в интернете), которая даёт представление о традиционном восприятии Гуа.     ГУА. Триграмма, гексаграмма. Одна из самых оригинальных и фундаментальных общеметодологических категорий китайской философии, обозначающая конститутивные элементы двух универсальных классификационных схем (восьми триграмм – ба гуа и 64 гексаграмм – люшисы гуа). Этимологически восходит к изображению геометризированных графических результатов скапулимантии – гадания на костях (бу). Это значение гуа отражено в Сюнь-цзы, гл. 9 (4–3 вв. до н.э.). Позднее гуа были связаны с другой гадательной практикой – на тысячелистнике (ши), построенной на получении числовых комбинаций, что широко отражено в Цзо чжуани (4 в. до н.э.). В итоге гуа объединили идеи геометрической символизации и числовой комбинаторики, из чего выросла общетеоретическая нумерологическая методология (СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ). Китайская традиция выводит происхождение гуа из мифических истоков цивилизации – деятельности первого императора (культурного героя) Фуси, который якобы использовал чудесно явленные гуа как парадигмы в созидании основ материальной культуры, сообразных законам природы.
    Целостная философская концепция гуа впервые была сформулирована в приписываемой Конфуцию комментирующей части Чжоу и (Си цы чжуань, Шо гуа чжуань). Согласно Си цы чжуани, «предел сокровенного в Поднебесной заключен в гуа», которые, таким образом, выступают воплощением миропорядка. Специфику категории гуа составляет материальная выраженность в двух количественно определенных наборах графических символов – восьми триграммах и 64 гексаграммах. Первые состоят из трех, вторые – из шести черт двух видов (целой – ян и прерванной – инь) во всех возможных комбинациях. Каждой гуа присущи индивидуальное имя (восемь триграмм и их удвоения – восемь гексаграмм – одноименны), образный и понятийный комплексы, стандартные формулы как абстрактного, так и конкретного содержания. Например, двум парам главных гуа и соответствуют имена Цянь и Кунь, образы Неба и Земли, понятия «творчество» и «исполнение» и т.д. Триграммы, гексаграммы и их компоненты во всех комбинаторно возможных сочетаниях образуют всеобъемлющую иерархию классификационных схем. Она в наглядных символах (сян) «распределяет по родам свойства всей тьмы вещей» (Си цы чжуань, II, 2), то есть охватывает любые аспекты действительности – части пространства, отрезки времени, природные стихии, числа, цвета, органы тела, социальные и семейные отношения и т.д., позволяя описывать всевозможные ситуации и процессы, фиксировать реальные или умозрительные соответствия между ними и т.п.
    Структурно и онтологически гуа представляются продуктами последовательного раздвоения (инь ян) «Единого» – «Великого предела» (тай цзи). Однако исторически гексаграммы могли возникнуть раньше триграмм. В статическом плане каждый из наборов – восемь триграмм и 64 гексаграммы – зафиксирован в двух пространственно ориентированных расположениях, приписываемых Фуси и Вэнь-вану, основателю династии Чжоу (11–3 вв. до н.э.). Последнее реализовано в тексте канонической части Чжоу и. Последовательная смена черт гуа в расположении Фуси подчинена той же закономерности, что и смена знаков 1 и 0 в обозначении натурального ряда чисел в двоичной арифметике, создатель которой, немецкий философ и математик Лейбниц, истолковал это подобие как свидетельство предустановленной гармонии и единства Божьего промысла для всех времен и народов. В 1973 в Мавандуе был обнаружен текст Чжоу и (2 в. до н.э.) с третьим видом расположения гексаграмм, типологически более близким к расположению Фуси.
    Гуа располагаются в линию, квадратом (символ Земли) и кругообразно (символ Неба), соотносясь по окружности и через центр; делятся на «мужские» и «женские»; образуют пары по двум главным принципам: «обратности» (фань), т.е. перевернутости на 180°, и «супротивности» (дуй), то есть противоположности черт в одинаковых позициях. Эти два вида противоположности в традиционной китайской логике и методологии охватывают все контрарные и контрадикторные (мао дунь) отношения. В динамичном плане взаимопревращения гуа путем трансформации черт в противоположные отражают все фазы цикличности развития космоса в основополагающей для Чжоу и теории «кругообразных перемен» (чжоу и).
    В эпоху Хань (3 в. до н.э. – 3 в. н.э.) при посредстве мистико-натурфилософских построений инь-ян цзя, «школы новых текстов» (или «школы текстов новых письмен»), оракуло-апокрифической (чэнь вэй) традиции общеметодологический потенциал схем гуа был реализован в максимальном увеличении их онтологических референтов и координации со всеми другими аналогичными схемами – прежде всего «пятью элементами» (у син1), циклическими и зодиакальными знаками, магическими числовыми фигурами Хэ ту и Ло шу. В сочинении Лес перемен (И линь) Цзяо Яньшоу (1 в. до н.э.) или Цуй Чжуаня (1–2 вв.) система Чжоу и была усложнена до 4096 членов – корреляций каждой гексаграммы с самой собой и каждой другой. Ян Сюн (1 в. до н.э. – 1 в.) в Каноне Великой тайны (Тай сюань цзин) предложил альтернативную систему, в которой 64 гуа заменены 81 тетраграммой (шоу – буквально: «голова»). Последние состоят из всех возможных сочетаний черт трех видов (целой, единожды и дважды прерванной) в четырех позициях. Однако система Ян Сюна, возможно также восходящая к древней гадательной практике, не смогла конкурировать с системой гуа, развитие которой достигло апогея в эпоху Сун (10–13 вв.), когда были созданы наиболее яркие образцы нумерологической философии – учения Шао Юна (11 в.) и Цай Шэня (12–13 вв.). Гуа вошли в фундамент не только философии, но и науки (особенно астрономии, хронометрии, топографии, медицины, алхимии), литературы и искусства, всей традиционной духовной и материальной культуры Китая.





 
Rambler's Top100 Service
   
Hosted by uCoz