ОБ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЯХ ЧЖОУ И
|
||||
Пара "Ян - Инь" возникает после разделения Великого Предела. Можно сказать, что эта пара выходит из него, можно говорить ещё что-то, но вряд ли это будет близко к Истине. Как бы там нибыло, но за неимением лучшего представления сойдёмся на том, что двоица образов Ян и Инь была произведена на свет Великим Пределом. Если же говорить более точно, то произошло вот что … Часто Ян и Инь приравнивают к таким дуальным понятиям как "Чёрное и Белое", "Добро и Зло", "Огонь и Вода", "Небо и Земля" но само по себе построение таких пар неправомерно, и не несёт в себе дуальности. Правильнее противопоставлять элемент всему тому, что этим элементом не является - Белое-НеБелое, Черное-НеЧерное, тем самым достигается уверенность, что оттенки Серого не уйдут из поля зрения. Строго говоря, наделение Ян и Инь какими-то особенными качествами, как то, мужское и женское, возможно только с целью дальнейшего изучения этих самых качеств путем их противопоставления друг другу, при дальнейших построениях. В других же случаях, наделение Образов качествами приведёт только к ошибкам.
Ян и Инь.Часто об этих двух потенциях вспоминают как об иллюстрации к выражению "Борьба противоположностей", но уместно говорить и о "Гармоничном сочетании". В самом этом расхождении взглядов видна широта взглядов на пару Ян-Инь.Не вдаваясь в описание разнообразных взглядов на эту пару, изложу тот взгляд, который считаю наиболее продуктивным. Ошибка восприятия дуализма состоит в противопоставлении двух элементов - Черное-Белое, Холодное-Горячее, Свет-Тьма, Бог-Дьявол, все эти пары антонимов приводят в логический тупик. Правильнее противопоставлять элемент всему тому, что этим элементом не является - Белое-НеБелое, Черное-НеЧерное, тем самым достигается уверенность, что оттенки Серого не уйдут из поля зрения. Феномен Ян-Инь состоит в том, что любая из этих потенций не что иное, как отрицание своей пары, тоесть "Ян" - это "не Инь", а "Инь" - это "не Ян". Вот собственно и всё, что можно сказать о них. Другими словами, это два равноотличимых друг от друга начала, никаких других признаков у Яна и Ини не существует. Любая попытка присвоить этим силам качества незамедлительно повлечёт за собой шлейф ошибок и недочётов. Только сознательное присвоение первичным потенциям каких-либо признаков, с целью дальнейшего изучения этих самых признаков, может оправдать это присвоение. Если вы встречаете утверждение, что Ян - мужское начало, а Инь - женское, то имейте в виду, что данное ограничение призвано лишь дать возможность изучить последующую градацию и развитие этих начал, и никак не отражает действительности. Так триграммы повествуют о восьми "комбинированных" началах, которые нельзя назвать ни мужскими ни женскими, но каждое имеет в своём составе и то, и другое, обозначаемое как Ян и Инь. Даже триграмма состоящая из трёх янских черт, не есть Ян в чистом виде, а лишь символизирует ситуацию, когда доля Инь в комбинации равна нулю. Если рассматривать дуальное восприятие самих триграмм, то следует прибегнуть к следующему делению по принципу Ян-Инь: если одну из триграмм отнести к Ян, то к Инь следует отнести остальные семь триграмм. Также возможно и более демократичное биение: все "мужские" триграммы отнести к Ян, а все "женские" к Инь. В любом случае, при биении какого-либо множества, необходимым условием является покрытие парой Ян-Инь всего множества, тоесть ни один элемент множества не должен оставаться неотнесённым к одной из потенций. Означая нечто как одну из потенций, ко второй следует относить её отрицание, или всё то, чем это нечто не является. Если рассуждение проводится в рамках семейных отношений, то уместна пара - "муж-жена", если в рамках человеческих - "индивид-коллектив", в рамках Вселенной - "Я - вся остальная Вселенная". Кроме признака (равноотличимости и разделённости), Ян и Инь имеют также и качественное действие (тоже единственное), они способны "меняться". Такая простая формулировка не должна вводить в заблуждение, поскольку, при том, что единственным качеством Ян можно считать его "яновость" (отличность от Инь) любое изменение будет означать потерю этого качества, тоесть автоматически превращать "изменившийся" Ян в Инь. Это становится очевидным, если уяснить, что ничего кроме Яна и Ини не существует, и что измениться что-то может только в направлении своей противоположности. Именно из этого и вытекает вся идея о изменчивости Мира, именно это позволяет Миру меняться и развиваться. Сила дуального восприятия именно в том и состоит, что исходя из вышеописанных примитивов, можно отстроить всю вселенную во всей её многогранности. Итог: Ян и Инь, это равноотличные друг от друга первичные потенции способные превращаться в свою противоположность. Обычно монаду Ян-Инь изображают как взаимопроникающие Белую и Черную части круга с точками противоположного цвета в сосредоточии самих частей. Но такое изображение не совсем верно, хотя и устоявшееся. |