|
Итак, Небо породило чудесные предметы, совершенномудрые берут их за образец. Небо и Земля творят изменения (бянь) и превращения (хуа), совершенномудрые подражают им. Небо ниспосылает образы, проявляет счастье и несчастье, и совершенномудрые отражают это в образах. Из [реки] Хэ вышел чертеж /схема/, из [реки] Ло вышли письмена /описание/, совершенномудрые руководствуются ими. Перемены имеют Четыре Образа, посредством чего это показано /получают указания/. К ним привязываются изречения (цы), посредством чего это сообщено /получают сообщения/. Определяют по ним счастье и несчастье, посредством чего делают выводы /выносятся суждения/.
(Си ци чжуань, в.р., чжан 11)
Так говорится и месте Ло-шу и Хэ-ту в системе Чжоу-И. В общем-то достаточно туманно.
Очевидно, что древнекитайские тексты допускают достаточно вариантные переводы, и один из таких вариантов позволяет предположить, что именно из Хэ-ту и Ло-шу вылилось всё учение о Переменах. Тем более, что мифология утверждает что именно император Фу-Си получил чудесным образом эти схемы, и из них создал Ба-гуа.
В схематичном традиционном начертании, Ло-шу и Хэ-ту выглядят как некие рисунки, на которых определённым образом расположены объекты, состоящие из связанных между собой кружочков чёрных и белых.
Современные исследователи предпочитают объекты заменять на числа, равные количеству кружочков в каждом объекте, и явно обозначать зоны расположения объектов, разделяя весь рисунок на части. Так, Ло-шу превращается в "магический квадрат", а Хэ-ту - в "магический крест".
"Древних" начертаний Ло-шу и Хэ-ту не существует, и скорее это стилистическая реконструкция, чем достоверное изображение.
Среди схем так же представлены круговые, которые могут помочь в некоторых случаях, для удобного восприятия свойств Ло-шу и Хэ-ту.
Как видно из цитаты представленной в начале, Ло-шу и Хэ-ту были известны авторам И-цзин, и более того, входят в число основных схем И-цзин. То есть, эти начертания были известны со времени канонизации И-цзин (ранее середины I тысячелетия до н.э).
Варианты начертания Ло-шу |
Письмена из реки ЛоШуй
Ло-шу является одной из основных схем Фен-шуй, что послужило причиной для разнообразных обработок этой схемы. Существует огромное количество работ о преобразованиях, которым можно подвергнуть Ло-шу для разных целей.
Так же много работ существует авторов ицзинистов.
(собственно сами такие преобразования можно без труда найти на сайтах посвященных Фен-шуй и И-цзин)
Как следует из названия, Ло-шу является "письменами" или "описанием", которое берётся за образец подражания, но собственно не совсем ясно, описанием чего является Ло-шу. Возможно это просто отвлеченная схема.
Ло-шу сравнительно с Хэ-ту является достаточно молодой схемой, ориентировочно, время её появления можно указать как 12-5 век до н.э., то есть, период правления чжоуссцев.
Традиционно Ло-шу относят к "посленебесному" порядку сочетаний, хотя возникновение большого количества схем подобных Ло-шу привело к разбиению их уже внутри массы этих схем на "прежденебесные" построения и "посленебесные".
|
|
"древнее" начертание Ло-шу |
|
схематическое начертание Ло-шу (традиционное) |
|
числовой квадрат Ло-шу |
|
круговая числовая схема Ло-шу |
Варианты начертания Хэ-ту |
Чертёж из реки ХуанХэ
Хэ-ту в отличии от Ло-шу, схема практически неразработанная, и недопонятая исследователями И-цзин.
Среди разнообразных исследовательских преобразований Хэ-ту, можно выделить те, что указывают на разнообразные способы превращений Хэ-ту в Ло-шу и наоборот. Посредством некоторых отражений , переворачиваний, и закручиваний Хэ-ту можно достаточно легко привести к виду Ло-шу, но "физический смысл" таких преобразований туманен.
Схематика Хэ-ту своими корнями уходит в эпоху неолита, то есть, Хэ-ту гораздо древнее чем Ло-шу. Возможно именно по этому так трудно работать с этой схемой, ведь навыки и образ мысли древнейших людей для современного человека являются почти недостижимыми.
Традиционно Хэ-ту относят к "прежденебесному" порядку образований сочетаний.
Вполне вероятно, что поскольку Хэ-ту является слишком древней схемой, то не следует рассматривать её привычным для современных людей способом.
Сделаю следующее предположение. Можно попытаться понять происхождение этих двух схем буквально.
Письмена Ло-шу появились на спине черепахи вышедшей из реки, можно предположить, что саму схему расположения элементов задавали либо чешуйки черепахи, либо нити водорослей с соцветиями водоросли. Как бы там ни было, но наблюдать Ло-шу можно было только на поверхности панциря черепахи, то есть на плоскости. Естественная привязка Ло-шу к плоскости и позволяет воспринимать эту схему однозначно.
Чертёж Хэ-ту вынесла из реки Лошадь-Дракон, и схема тоже могла быть задана либо чешуйками, либо водорослями. Но, спина лошади на которой проявился чертёж, не является плоскостью. Можно предположить, что Хэ-ту располагался на спине и боках лошади, то есть, было бы уместно рассматривать Хэ-ту в объёме, а не на плоскости. Центральную часть чертежа - в принадлежности к спине, а внешние части современного чертежа - в принадлежности к правому и левому боку.
Идеализировав конструкцию можно построить шар, или четырехгранную пирамиду, или куб поставленный на одну из вершин.
Для простоты я бы предложил рассмотреть Хэ-ту прежде всего как шар, у которого по полюсам находятся "5" и "10", а по экватору - линия разделяющая числа наружные.
Таким образом получается шар, где одно полушарие янское (порождающее), а второе - иньское (формирующее), и кроме полюсной напряженности присутствует ещё и четыре напряженности соответствующих сторонам света.
Но, поскольку никаких подтверждений данной гипотезе не существует, то можно построить достаточно много "объяснимых" объёмов и других форм.
|
|
"древнее" начертание Хэ-ту |
|
схематическое начертание Хэ-ту (традиционное) |
|
числовой крест Хэ-ту |
|
круговая числовая схема Хэ-ту |
|
|