ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ГАДАНИЮ ПО КНИГЕ ПЕРЕМЕН
данный раздел является отражением частного мнения автора о существе предмета

Этапы гадания.

    Можно выделить несколько основных этапов на которые делится весь процесс гадания И-цзин.

  • формирование вопроса
  • задавание вопроса
  • формирование гексаграммы в качестве ответа
  • интерпретация полученного результата
  • Формирование вопроса.

        Первый этап заключается в постановке вопроса на который предстоит получить ответ.

        Принято задавать такие вопросы, на которые человек имеет несколько вариантов ответов, но не может определиться, какой из них наиболее правильный. По сути И-цзин - "средство разрешения сомнений", а посему желательно что бы перед формированием вопроса всё же сомнения наличествовали, то есть, имелось несколько гипотетических вариантов разворачивания событий, относительно которых производится гадание.

        Опытный гадатель может задать любой вопрос и получить на него ответ без всяких ограничений, но если гадающий не искушен в тонкостях задавания "правильных" вопросов, то лучше придерживаться рекомендаций данных выше.

        Вот примеры возможных вопросов:

  • Как разовьются события? (в известных обстоятельствах)
  • Как себя чувствует больной?
  • Где находится вещь? (в ограниченном пространстве)
  • Чем руководствовался человек в принятии решений? (для прояснения ситуации)
  • Как необходимо воздействовать на человека что бы добиться от него определённой реакции?
  •     Следует сделать акцент на том, что И-цзин чаще в ответах описывает некую ситуацию, это нужно учитывать при задавании вопроса, и подразумевать, что кроме прямого указания, может выпасть некая аналогия с описанной ситуацией, и действия следует предпринимать по аналогии с описанными.

        Например был поставлен вопрос "как поступить?", в качестве ответа выпала гексаграмма 53 Течение с молодеющей пятой чертой афоризм к которой звучит "Лебедь приближается к холму. Женщина три года не беременеет. В конце концов ничто ее не одолеет. Счастье.".

        В данном случае в качестве ответа дана ситуация, суть её в следующем. Лебедь на суше является уязвимым, поскольку плохо и медленно передвигается, но есть место, где он в относительной безопасности - это холм. Сидя на вершине холма, лебедь сможет вовремя заметить приближение хищника или недруга, и вовремя предпринять необходимые действия. И хотя сидение на холме не сулит никакой деятельности, но в конечном итоге это самое безопасное место, от того и "Счастье".

        Таким образом гадающему даётся совет поступить сообразно данному поведению лебедя, и при всей невыгодности ситуации занять самое безопасное место.

        Подытоживая, повторюсь, что ставя вопрос перед И-цзин, следует подразумевать, что ответ может представлять из себя как прямое указание, так и совет по образу действий, кроме того, желательно представлять себе несколько вариантов ответов, что бы наиболее эффективно сопоставить ответ с каким-то из вариантов.

        Если же используется какая-то специфическая техника интерпретаций, то при постановке вопроса следует учитывать и особенности того как будет интерпретирован ответ оракула, но это уже для "продвинутых пользователей".

    Задавание вопроса.

        После того как вопрос сформирован, его следует задать оракулу. Тут может быть много способов, и обычно выбирается более доступный. В наше время не принято перед обращением к оракулу поститься, приносить жертвы или производить столь сложные обряды.

        Обычно рекомендуется следующий протокол обращения …

        (раздел временно недоступен)

    Формирование гексаграммы.

        Когда же вопрос задан, то ответ от оракула приходит в виде гексаграммы, которую и следует сформировать на данном этапе. Существует много способов получения гексаграмм, все их можно разделить на две большие группы:
    получение гексаграмм различными методами при наблюдении окружающей обстановки,
    и получение гексаграмм с помощью некоторого, предназначенного для этого инструментария.

        В современной действительности более распространён инструментальный способ, при этом чаще всего используются счётные предметы или монеты. К счётным предметам относятся такой традиционный инструмент как стебли тысячелистника, но процесс пересчёта стеблей часто кажется затянутым и не используется начинающими гадателями. Потому остановлюсь на описании способа получения гексаграмм с помощью монет.

        Прежде всего, следует знать, что гексаграмма состоит из шести мест под черты, которые называются "Яо", в процессе гадания, уровни Яо постепенно заполняются полученными чертами, в итоге получается комбинация из шести черт. Заполнение гексаграммы происходит от нижнего Яо к верхнему, то есть сначала получается первая черта (занимающая нижнюю позицию), и в конце шестая черта (занимающая верхнюю позицию в гексаграмме).

        Любой уровень Яо может быть занят чертой одного из четырёх видов, которые подразделяются на:

        Молодой Ян - это Ян не склонный к изменению, изображается как сплошная линия, имеет числовое соответствие "7", изображается как .

        Молодая Инь - это Инь не склонная к изменению, изображается как прерванная в середине линия, имеет чистовое соответствие "8", изображается как .

    (молодые черты формируют гексаграмму, но не указывают на производимое действие, потому в конечном итоге не рассматриваются афоризмы привязанные к Яо занятыми молодыми чертами)

        Старый Ян - это Ян склонный к изменению, изображается как линия в середине которой кружок (будто бы сплошная линия раздувается и лопается посередине превращаясь таким образом в прерванную), имеет числовое соответствие "9", изображается как .

        Старая Инь - это Инь склонная к изменению, изображается как прерванная линия на внутренних концах которой стрелки направленные друг к другу (будто бы линия две части линии стремятся объединиться в целую), имеет числовое соответствие "6", изображается как .

    (старые черты как янские или иньские участвуют в формировании гексаграммы, и как склонные к изменчивости указывают на производимое действие, именно афоризмы к Яо занятым старыми чертами считаются результатом гадания)

        Итак, вернёмся к формированию гексаграммы с помощью монет.

        Гадающему предстоит получить шесть черт и расположить их снизу вверх. Для этого необходимо минимум три монеты одинакового достоинства. Одна сторона монет сопоставляется с "3", а вторая с "2", например "орёл" - "2", а "решка" - "3".
        Традиционно Ян корелирует с нечетными числами, а Инь – с чётными. Из этого и следует исходить назначая числовые соответствия сторон монет, фиксируя в этих назначениях собственное интуитивное восприятие сторон как неких чётных или не чётных объектов.

        Три монеты следует подбросить, или перетасовать иным способом, в конечном итоге каждая монета ложатся одной из сторон вверх, числа соответствующие верхним сторонам монет суммируются, в итоге получается одно из чисел, 6, 7, 8 или 9. Эти числа соответствуют нумерологическим аналогам черт, таким образом и определяются черты.

        Например, монеты легли следующим образом - "орёл", "решка", "решка", что составляет 2+3+3=8, что соответствует "молодой Инь".

        Последовательным шестикратным подбрасыванием монет и подсчётом сумм выпавших сторон определяются все шесть черт.

        Немного о механизме «молодения» гексаграмм.

        Изначально все полученные черты рассматриваются по признаку Ян-Инь, то есть сначала получается гексаграмма полностью состоящая из молодых черт эта гексаграмма и объявляется «старой гексаграммой». После этого, все черты которые при получении выпали старыми, переводят в противоположные молодые черты. Например, если на третьей позиции выпала «старая Инь» то она переводится в «молодой Ян».
        Так в конечном итоге образуется «молодая гексаграмма». Считается, что ответом на вопрос гадающего выпадает гексаграмма которая символизирует некоторое состояние, и направление развития ситуации, которое указывается посредством старых черт. Таким образом, мы имеем два состояния, которые зафиксированы в старой и молодой гексаграммах, это начальное (нынешнее) состояние и конечное (предполагаемое, определяемое динамикой развития ситуации).

        Например, в результате гадания выпали следующие числа: 9, 8, 7, 7, 8, 8.
        При этом старая гексаграмма будет выглядеть следующим образом (расположение черт снизу вверх) – Ян-Инь-Ян-Ян-Инь-Инь.
        А молодая – Инь-Инь-Ян-Ян-Инь-Инь.
        То есть, первая черта выпала как старая, именно она и ответственна за динамику развития, и молодение гексаграммы.

        Можно лишь добавить, что в процессе получения гексаграммы может возникнуть ситуация когда все черты выпадут старыми (меняющимися), фактически, это равноценно неудачному сеансу гадания, поскольку это означает слишком большую динамику, и можно с уверенностью сказать, что правильно интерпретировать такое трудно даже опытному гадателю. А с традиционной точки зрения большое количество старых черт в полученной гексаграмме – нонсенс.

    Интерпретация ответа.

        Здесь следует немного объяснить устройство основной части Канона Перемен.

        Существует 64 главы, каждая из которых соответствует гексаграмме, и включает в себя афоризмы к самой гексаграмме и к каждой черте в ней (при этом я не учитываю комментарии, которые впрочем не часто встретишь в русских переводах). Каждая глава состоит из знака самой гексаграммы, названия гексаграммы, афоризма к гексаграмме в целом и шести подразделов каждый из которых посвящен отдельной черте, и содержит афоризм привязанный к данному уровню Яо, а так же рекомендации и мантические формулировки, указывающие на благоприятность или опасность складывающейся ситуации. Эти подразделы учитываются если уровень Яо занят старой чертой.

        Существует много способов интерпретации полученных гексаграмм, но я остановлюсь только на одном из них - самом распространённом.

        Чтение привязанных к чертам и гексаграммам афоризмов - это самый распространенный и простой способ.

        Книга Перемен содержит 64 афоризма к гексаграммам и 384 афоризма к чертам этих 64-ох гексаграмм (по шесть на каждую гексаграмму).

        И так, получив старую гексаграмму следует найти главу с ней сопоставленную. Порядок гексаграмм в И-цзин имеет канонический характер, потому не меняется на протяжении уже более двух тысяч лет, а от того гексаграммы давно уже приобрели порядковые номера, что несомненно упрощает поиск в тексте привязанных к ним афоризмов. Это можно сделать пользуясь таблицей приведённой ниже.

    Верхние триграммы Нижние
    триграммы
    2 23 8 20 16 35 45 12
    15 52 39 53 62 56 31 33
    7 4 29 59 40 64 47 6
    46 18 48 57 32 50 28 44
    24 27 3 42 51 21 17 25
    36 22 63 37 55 30 49 13
    19 41 60 61 54 38 58 10
    11 26 5 9 34 14 43 1

        Например, старая гексаграмма полученная как - Ян-Инь-Ян-Ян-Инь-Инь (пример описанный в предыдущем разделе), будет найдена под номером 55. А молодая гексаграмма - Инь-Инь-Ян-Ян-Инь-Инь, под номером 61 (не забывайте, что черты располагаются снизу вверх).

        Таким образом, справившись по тексту И-цзин, мы заключаем, что ответом на вопрос оракул выдал комбинацию, в которой «Изобилие» молодеет до «Внутренняя правда», посредством первой черты, афоризм к которой и следует использовать для прояснения ситуации. В данном случаи, афоризм который следует рассматривать как ответ на вопрос звучит следующим образом – «Встретишь подобного тебе хозяина. Даже если (ты) равен (с ним), хулы не будет. (Если) отправишься, будет награда.» (афоризм к первой черте гексаграммы 55).

        Рассматриваемые в качестве ответа на вопрос афоризмы помешаются в подразделах глав приписанных к старым гексаграммам.

        Собственно говоря, текст Канона Перемен подразумевает, что в полученной в результате гадания гексаграмме будет только одна старая черта. Это продиктовано тем, что традиционные способы получения гексаграмм несколько отличаются от ныне используемых и описанных здесь.

        То есть, в И-цзин в виде афоризмов и подразделов к гексаграммам зафиксировано только 384 возможных изменения, то есть когда каждая гексаграмма изменяется до одной из шести других гексаграмм посредством молодения одной черты. Система Перемен позволяет проследить 4032 изменения, когда каждая из 64-х гексаграмм может помолодеть до любой из оставшихся 63-х, то есть в самом тексте зафиксировано менее десятой части всего мантического потенциала. Что бы использовать всю мощь интерпретационных возможностей системы И-цзин, следует более глубоко изучать и саму систему и классические инетерпретаторские традиции.

        Это досадное «недоразумение» можно обойти несколькими способами, даже не будучи опытным гадателем. Предложу два способа.
        Первый – попытаться понять суть ответа оракула через сопоставление смыслов старой и молодой гексаграммы, то есть, постараться проследить динамику развития ситуации и из этого утвердиться в ответе на поставленный вопрос.
        Второй способ более длительный, но оставляющий меньше степеней свободы в интерпретации ответа. Если выпало несколько старых черт, то можно попытаться преобразовать это сложное изменение в несколько простых, то есть, расчленить один процесс на несколько по числу старых черт.

        Например, если старыми выпали вторая и третья черты, то можно взять старую гексаграмму, принять что в ней меняется только вторая черта, получить промежуточную молодую, при этом прочитав соответствующее предсказание ко второй черте старой гексаграммы. После этого промежуточную гексаграмму принять за старую и произвести в ней изменение третей черты, при этом приняв предсказание в третей черте промежуточной гексаграммы. В итоге получится молодая гексаграмма указанная в изначальном варианте ответа оракула. После чего следует по смыслу объединить два полученных афоризма в единое предсказание.

        Строго говоря, если присутствует несколько старых черт, и был выбран вариант разбиения превращений гексаграммы на этапы, то очерёдность этапов немаловажна для правильной интерпретации, и тут опять же можно уповать только на опытного гадателя.

        Предсказания И-цзин и его рекомендации во многом афористичны, в зависимости от вопроса они могут принимать совершенно разнообразные окраски.

        Получив гексаграмму, и выбрав в соответствии с этим приписанные афоризмы, следует вспомнить суть вопроса и постараться принять аналогии на которые наталкивает оракул. Кроме возможно непонятных афористичных высказываний, подразделы содержат и мантические формулировки, такие как «Счастье» или «будет Раскаяние» или «Несчастье» или «Раскаяния не будет».
        Если всё же ответ не совсем ясен, то следует ещё раз перебрать в голове возможные варианты развития событий (о желательном наличии которых уже говорилось выше) и попытаться найти в ответе какое-то указание на один из имеющихся вариантов.

        Если же ничего не помогает, и попытки понять ответ оракула не приводят к положительным результатам, то следует либо выбрать иную систему предсказаний, либо обратиться к специалисту в гадании по И-цзин, либо углубиться в познание традиционных техник предсказания и расчёта судьбы по И-цзин (которые, к слову сказать, коренным образом отличаются от изложенных в данной статье).





     
    Rambler's Top100 Service
       
    Hosted by uCoz