|
Данный перевод выполнен Б.Б.Виногродским, и заимствован из книги "И Цзин - Чжоу И. Система перемен - циклические перемены".
ШО ГУА ЧЖУАНЬ
Толкование "Объяснение знаков ГУА"
Некогда люди мудрости создали /сотворили/ "Перемены". Вглядываясь во тьму через Ясность духа, породили ши, технику тысячелистника. Утроив Небо и удвоив Землю, нашли опору в числах. Созерцая превращения в ИНЬ и ЯН, установили знаки ГУА. Развив их и распространив на твердость и мягкость, породили уровни ЯО. Достигнув согласия Послушности посредством Пути-ДАО и Потенции-ДЭ, разобрались в законах Совести /Осознания/. А исчерпав /постигнув/ законы и природу, они тем самым достигли судьбы.
Выше изложен первый чжан
Некогда люди мудрости создали "Перемены", взяв за основу закон Послушности природе и судьбе. Тем самым они установили Путь - Поток Небес, о котором говорится как об ИНЬ и ЯН; установили Путь Земли, о котором говорится как о мягкости и твердости; установили Путь человека, о котором говорится как о Доброте и Совести. Объединив три материала, они удвоили их, потому в "Переменах" шесть черт образуют завершенный знак ГУА. Разделяют на ИНЬ и ЯН, поочередно применяют то твердость, то мягкость, потому в "Переменах" шесть положений образуют завершенную структуру /главку, раздел/.
Выше изложен второй чжан
Небо и Земля задают положения; Гора и Водоем обеспе-чивают проходимость Дыхания; Гром и Ветер осуществляют взаимное утончение (Построение опоры друг для друга); Вода и Огонь не пробивают друг друга (Не проникают друг в друга), и так Восемь знаков сплетены друг с другом.
Отсчет уходящего (обозначение числами прошлого) - движение по потоку /послушность/, осознание приходящего /грядущего/ - противоток /непокорность/ (можно использовать пару Покорность и Наперекор). Таким образом, "Перемены" - это числа противотока (движение против потока чисел) .
Выше изложен третий чжан
Посредством ЧЖЭНЬ, Грома, приводят в движение, по-средством Ветра рассеивают, посредством Дождя увлажняют /смачивают/, посредством Солнца согревают, посредством ГЭНЬ, Горы, Сдерживают /Останавливают/, посредством ДУЙ, Водоема, Проводят /выражают/, посредством ЦЯНЬ властвуют /осуществляют функцию государя/, посредством КУНЬ хранят.
Выше изложен четвертый чжан
Множество предметов выступает как ЧЖЭНЬ. ЧЖЭНЬ - восточная сторона.
Выравниваются /упорядочиваются/ как СЮНЬ. СЮНЬ - юго-восток, а что касается выравнивания, речь идет о равновесии в чистоте //выравнивании очищением// для множества предметов.
Что касается ЛИ, это Ясность /свет/, благодаря которой все множество предметов проявляется друг для друга. Это знак южной стороны. Человек мудрости, обратив лицо к югу, слушает Поднебесную; отражая свет (Откликаясь Ясности), управляет /упорядочивает/. И все это берется в данном знаке.
Что касается КУНЬ, это Земля, благодаря которой все множество предметов получает питание, потому говорится получают повинность как КУНЬ.
Владыка (Божество)
выступает (выходит) как ЧЖЭНЬ,
выравнивает (уравновешивает, собирает воедино) как СЮНЬ,
проявляет друг друга (проявляется, встречается с другими) как ЛИ,
получает повинность (выполняет обязанности) как КУНЬ,
выражает в речах как ДУЙ,
сражается как ЦЯНЬ,
трудится как КАНЬ,
обретает завершенность (претворяет) речи как ГЭНЬ.
ДУЙ - Правильная осень, благодаря которой все множество предметов Выражает себя /Радуется, Проводит/, потому говорится Выражается в речи как ДУЙ.
Сражается как ЦЯНЬ. ЦЯНЬ - знак северо-запада. Речь идет о том, что здесь ИНЬ и ЯН истончают друг друга.
КАНЬ - Вода, знак, точно соотносящийся с северной стороной. Это знак труда, благодаря которому все множество предметов сходится вместе, потому говорится трудится как КАНЬ.
ГЭНЬ - знак северо-востока, в котором множество предметов обретает завершенность конца и завершенность начала, потому говорится обретает завершенность речи как ГЭНЬ.
Выше изложен пятый чжан
Дух /божественность/ - то, что передает в речи тончайшую тайну множества предметов.
Из приводящего в движение множество предметов нет ничего быстрее, чем Гром. Из пригибающего /распространяющего движение среди/ множество предметов нет ничего быстрее, чем Ветер. Из иссушающего множество предметов нет ничего более палящего, чем Огонь. Из Выражающего /Проводящего/ множество предметов, нет ничего более Выразительного /Радостного/, чем Водоем. Из увлажняющего множество пред-метов нет ничего более влажного, чем Вода. Из дающего конец множеству предметов и, из дающего начало множеству предметов нет ничего более мощного, чем ГЭНЬ.
Потому Вода и Огонь замещают друг друга, Гром и Ветер не борются друг с другом, Гора и Водоем проводят Дыхание, а после могут происходить превращения и преображения, что дает завершенность /законченность/ множеству предметов.
Выше изложен шестой чжан
ЦЯНЬ - Напряженность. КУНЬ - Послушность. ЧЖЭНЬ - Движение /Импульс, Подвижность, Толчок/. СЮНЬ - Проникновение /Плавность/. КАНЬ - Ловушка /Опасность/. ЛИ - Сияние /Связность/. ГЭНЬ - Недвижность /Остановка, Сдержанность/. ДУЙ - Проводимость /Выражение, Радостность/.
Выше изложен седьмой чжан
ЦЯНЬ - лошадь, КУНЬ - корова-бык, ЧЖЭНЬ - дракон, СЮНЬ - петух-курица, КАНЬ - свинья-кабан, ЛИ - фазан, ГЭНЬ - собака, ДУЙ - баран-овца.
Выше изложен восьмой чжан
ЦЯНЬ - голова, КУНЬ - живот, ЧЖЭНЬ - стопа, СЮНЬ - бедро, КАНЬ - ухо, ЛИ - глаз, ГЭНЬ - рука, ДУЙ - рот.
Выше изложен девятый чжан
ЦЯНЬ - Небо, потому [к этому знаку] обращаются как к отцу. КУНЬ - Земля, потому [к этому знаку] обращаются как к матери.
В знаке ЧЖЭНЬ происходит одно соединение и обретается мужское, потому он определяется как старший мужчина /сын/. В знаке СЮНЬ происходит одно соединение и обретается женское, потому он определяется как старшая женщина /дочь/.
В знаке КАНЬ происходит второе соединение и обретается мужское, потому он определяется как средний мужчина /сын/. В знаке ЛИ происходит второе соединение и обретается женское, потому он определяется как средняя женщина /дочь/.
В знаке ГЭНЬ происходит третье соединение и обретается мужское, потому он определяется как младший мужчина /сын/. В знаке ДУЙ происходит третье соединение и обретается женское, потому он определяется как младшая женщина /дочь/.
Выше изложен десятый чжан
ЦЯНЬ - Небо. Это округлость. Это государь. Это яшма /ценный камень/. Это металл /золото/. Это холод. Это лед. Это яркий /сильно/ алый /красный/ цвет. Это отменный конь. Это старая лошадь. Это худая лошадь. Это резвый скакун. Это пегая лошадь. Это плоды на деревьях.
КУНЬ - Земля. Это мать. Это полотно /ткань/. Это котел. Это бережливость и скупость. Это равенство /справедливость/. Это теленок и корова. Это большая колесница. Это узор /текст, структура/. Это множественность /толпа, масса/. Это рукоять. А в Земле это - чернота.
ЧЖЭНЬ - Гром. Это дракон. Это черно-желтый цвет /темный и желтый/. Это распространение /расстилание/. Это большая дорога. Это старший сын. Это решительность и подвижность. Это голубовато-зеленый бамбук. Это густо растущий тростник /камыш/. В лошади это - красивое ржание, это белая левая задняя нога, это быстрые ноги , это белый лоб. В злаках это - обратное рождение (зерно сначала растет внутри, пуская корень вниз, то есть обратно, а затем прорастает вверх, поэтому в ассоциативном ряду дается указание на начальный этап в рождении, начало движения от обратного). В предельном выражении это Напряженность, это расцвет и свежесть.
СЮНЬ - Дерево. Это Ветер. Это старшая женщина /дочь/. Это прямота веревки. Это работник /плотник, работа/. Это белое /отсутствие цвета/. Это длинное. Это высокое. Это продвижение и отступление. Это нерешительность. Это запах. В человеке это - редкие волосы, это широкий лоб, это глаза с большим белком. Это тройная выгода при приближении к выгоде в торговле. В предельном выражении это знак ГУА беспокойности /подвижности/.
КАНЬ - Вода. Это потоки в канавах. Это скрытость и затаенность. Это выпрямление и изгибание. Это лук и колесо. В человеке это прибавляющиеся огорчения /печали/, это болезнь сердца, это боли в ушах. Это знак ГУА крови, это алое. У лошади это - красивый позвоночник /спина/, это горячее сердце /порывистый нрав/, это опущенная голова, это тонкие /слабые, истончившиеся/ копыта. Это волочение /необходимость тащить/. Для повозки это много помех /поломок/, это проходимость /проводимость, сообщение/. Это луна. Это воровство. У дерева это - плоды с твердой сердцевиной.
ЛИ - Огонь. Это Солнце. Это молния. Это средняя женщина /дочь/. Это латы и шлем. Это алебарда и оружие /солдат/. В человеке это - большой живот. Это знак ГУА сухости. Это черепаха. Это краб /панцирные/. Это моллюски и раковины. Это жемчужницы. В деревьях это - сухостой.
ГЭНЬ - Гора. Это тропа и дорога. Это маленький камень. Это вышки у ворот. Это плоды на деревьях и на земле /бахчевые/. Это привратники и часовые. Это пальцы. Это собака. Это крыса. Это черноклювые /животные с черной мордой/. В деревьях это - твердая [древесина] и много сочленений.
ДУЙ - Водоем /болото, резервуар/. Это младшая женщина /дочь/. Это шаманка /шаман/. Это рот и язык /пересуды/. Это разруха и поломка. Это примыкание /сближение вплотную/ с Прорывом. На Земле это - твердый солончак. Это младшая жена. Это баран-коза.
Выше изложен одиннадцатый чжан
.............
|
|