ОБ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЯХ ЧЖОУ И
(о Великом Пределе)
данный раздел является отражением частного мнения автора о существе предмета

    Я долго думал над тем, как можно было бы подойти к вопросу описания и объяснения такого принципиального понятия как "Великий Предел", и не нашел ничего лучше, как предложить ознакомиться с теми взглядами на него, которые существуют в разных традициях.
    Сама философия Перемен гораздо старше техник, в которых она получила развитие. Но в рамках каждой отдельной практики, основные понятия Перемен переосмысливаются на свой лад, соответственно тому, что для конкретной техники более ценно.
    Вот несколько таких представлений: …

… Из Беспредельного рождается Великий предел . Из Великого предела рождаются два начала (Небо и Земля), четыре проявления (большое инь, малое инь, большое ян, малое ян) и пять первостихий (металл, дерево, вода, огонь, земля). Нет ничего, чтобы не рождалось отсюда. Покой изменяет движение, движение трансформирует покой. Опустошаясь, наполняемся. Наполняясь, опустошаемся и изменяем тем самым все сущее. Принцип этого неисчерпаем... Нельзя использовать силу, чтобы наладить циркуляцию Ци. Обретаешь состояние пустоты пещеры, отсутствия себя и отсутствия другого. Эти слова содержат покой, но причина его не видна. Эти слова содержат и движение, но не узреть его след. Это - основная форма для регуляции Ци и вскармливания духа. … … Как уже отмечалось, общепринятым в китайской философии является представление о ци как бескачественном протовеществе, из которого состояла Вселенная в исходной фазе своего развития, именуемой хунь дунь (Хаос), тай цзи ( Великий предел ), тай и ( Великое единое), тай чу ( Великое начало), тай сюй ( Великая пустота), а начальными формами дифференциации выступают бином инь-ян и концепция у син (пять протостихий), подчиняющиеся императивам единого дао.
В "Чжуан-цзы" (IV в. до н. э.) усилена тенденция сближения дао с небытием, высшей формой которого является "отсутствие даже следов отсутствия" (у у), то есть не будучи вещью среди вещей, оно делает вещи вещами, порождая порождение (шэн шэн). Иерархически дао стоит выше тай цзи, "обладая им", но часто с ним отождествляется.
Великий предел выражает идею предельного состояния бытия, высшей и главной позиции или степени, охватывающее два смысловых значения: 1) "край", "оконечность", "полюс", этимологически восходящие к понятию "край крыши"; 2) "центр". Впервые этот термин встречается в "Чжоу и" ("Си цы чжуань") (V-IV вв. до н. э.), где сказано, что из него путём последовательного удвоения рождаются сначала инь и ян, а затем всё сущее. Ян Сюн (I в. до н. э. - I в. н. э.), чтобы подчеркнуть безмерность и непостижимость истока бытия, этого хаотически-недифференцированного состояния мирообразующей пневмы ци, вплотную приблизившейся к концу пракосмического единства, уже содержащую потенциальную программу мировых трансформаций и готовую к началу космогенеза, заменил понятие "тай цзи" альтернативным термином "тай сюань" ( Великая тайна). В ХХ в.
Сунь Ятсен (1866-1925) считал категорию " Великий предел " синонимичной западному "эфиру". Существует предположение, что известное ныне графическое изображение тай цзи в виде монады, сыгравшее важнейшую роль в традиционной науке, получило распространение в VII-VIII вв. под влиянием буддийских мандал школы Ми. …
(ФЕНОМЕН ЦИГУН В КИТАЙСКОЙ МЕДИЦИНЕ Д. В. Сергеев)

    (так говорят те, кто исследует Ци)

… Помимо этого, просматривается определенная связь между тайцзицюань и конфуцианством, ведь понятие "тайцзи" (" великий предел ") впервые появилось в главном каноне конфуцианского "пятикнижия" - "Чжоуской книге перемен". Чэнь Си в своем труде "Тайцзицюань по Чэню в картинках" указывает, что "для того, чтобы заниматься тайцзицюань, надо быть просвещенным и усвоить хорошие манеры, чтобы обучать, нужно прежде усвоить теорию, учиться". Эти требования, без всякого сомнения, можно отнести к идеям конфуцианства. Мало того, тайцзицюань имеет непосредственное отношение и к "медицинской школе", поскольку в нем большое внимание уделяется биологически активным точкам и энергетическим каналам. … … Тайцзицюань - это один из наиболее известных и наиболее популярных во всем мире стилей китайского у-шу. Hазвание "кулак Великого предела" восходит к одному из основных понятий китайской космогонии - "тайцзи" ("Великий предел"), с которого начиналось происхождение мира. Считалось, что тайцзи разделился на "лян и" ("двоицу образов") - инь и ян, они в свою очередь, разделившись пополам, породили "сы сян" ("четыре формы"), которые, разделившись, дали "ба гуа" ("восемь триграмм"). Восемь триграмм, переходя одна в другую, своими превращениями "дают всю тьму вещей, существующих в мире". … … Тайцзи можно перевести как "Великий Предел", а Уцзи - как "Без Предела ". Уцзи может также означать "Отсутствие Противоположностей". Это означает, что Уцзи бесформенно и неделимо. Например, изначально во вселенной не было никакой дифференциации, и это состояние - Уцзи. С первым же движением вещи разделились на взаимодополняющие противоположности, названные Инь и Ян, и это состояние называется Тайцзи. Из взаимодействия Инь и Ян возникают и развиваются все вещи. Все объекты, идеи, души и т. д. могут быть определены либо как иньские, либо как янские. Тайцзи-цюань был создан на основе этой теории. …
(Тайцзи: теория и боевая сила. Ян Цзюньмина)

    (таково видение Великого Предела теми, кто практикует Тайцзыцуань)

… Одно, как вариант - Единое,- это порождаемая Дао "изначальная сила" (Юань-Ци). Концепция этой "изначальной силы", первозданного хаоса сил, в общих чертах тождественна и "великому пределу", Тай-Цзи (некоторые все же различают нюансы); а также и самому понятию Дао, определение которого довольно туманно. Можно сказать, что Дао - этот же принцип, употребляемый в другом контексте, в значениях: путь, метод, закон, учение, истина... Очевидно тождество этих понятий абстрактной составляющей Universum'а в нашей системе, без реализации действия в мире.
Даосизм мы уже разобрали. Больше всего, как нам кажется, на роль Единого подходит термин Тай-Цзи - великий предел , категория, выражающая идею предельного состояния бытия. Однако следует иметь в виду, что значение этого " предела " - бесконечность, так что, возможно, более подходит другое понятие, У-Цзи - беспредельность. …
… Дело в том, что ряд идеологем, используемых в традиционной интерпретации, получили соответствующее ей смысловое наполнение достаточно поздно, в основном на рубеже Ранней и Поздней Хань (ок. I в. н. э.), хотя и начали формироваться еще в конце Чжань-го. Так, именно в это время окончательно утверждается концепция "изначальной пневмы" (юань-ци), первозданного хаоса ци, приравленного к "великому пределу" (тай-цзи) "Сицы чжуань", а силы инь-ян окончательно вытесняют конкурировавшее ранее с ними "твердое и мягкое" (ган-жоу) и начинают рассматриваться в качестве фундаментальных модальностей, универсальных форм существования единой пневмы (ци).
Для Цзун-ми одно - это великий ветер, появившийся в пустоте и идентичный единой пневме, Великий Предел (тай цзи), т. е. начало телесного оформления пневмы. Два - это "златоцветные облака небес сияния и звучности" (абхасвара), формирующиеся на основе "поддерживающего мир ветра"; дождь, наполняющий небесный адамантовый мир (цзиньган цзе, вад-жрадхату), - это пневма инь; миры от небес Брахмы до Сумеру - Небо; растворенная в первоначальных водах муть - Земля (так интерпретируется Цзун-ми фраза "Одно рождает два"); существа от мира второй дхьяны и ниже - люди ("Два рождают три"). Весь последующий процесс порождения сущего, описываемый буддийской космологией, соответствует - фразе "Три рождают все сущее". ...
(Космогония и космология в даосизме. Лань)

    (представления о Великом Пределе в даосизме)

… Тай цзи - "Великий Предел" - категория китайской философии, выражающая идею предельного состояния бытия. Антонимичная категория - У цзи - "Отсутствие предела", "Беспредельное" или "Предел отсутствия/небытия". Иероглиф цзи-предел охватывает два смысла: "край" ("оконечность, полюс, конец крыши") и "центр". В Си цы чжуань сказано, что "перемены (И) имеют Тай цзи", из которого путем последовательного удвоения рождаются сначала "два образца" - инь и ян, а затем все сущее. Трактуется как синоним Тай чу - "Великое начало", Тай и - "Великое единое" и Дао - "Путь". Обозначает исходно-целостное, хаотически-недифференцированное состояние мирообразующей ци - "пневмы", и в то же время как конец пракосмического единства, начало космогенеза и его причину. … … Тай цзи ("высшее начало", "великий предел") - в китайской космологии, натурфилософии и мифологии: одно из основополагающих понятий, категория, выражающая идею предельного состояния бытия (антонимичная категория - у цзи, "отсутствие предела", "беспредельное").
В космологических представлениях 2-й половины I тыс. до н.э. Т.ц. выступает в качестве исходной точки в возникновении "тьмы вещей", всей вселенной. В "Сицы-чжуани" ("Приложенные изречения. Комментарий [к "И-цзину"]", V-III вв. до н.э.) говорится: "Т.ц. рождает две (элементарные) формы (силы инь и ян), которые рождают четыре (вторичные) формы (сильное и слабое инь, сильное и слабое ян), порождающие восемь гуа (небо, пар, огонь, гром, ветер, вода, гора, земля; см. Ба гуа)".
Комментарии, написанные в III и VII вв. н.э., поясняют, что Т.ц. рождает две элементарные формы, ибо бытие непременно начинается в небытии. Т.ц. существовал до разделения неба и земли, когда первоначальная жизненная энергия (эфир) находилась в смешанном (хаотичном) состоянии и была единой, т.е. являлась "великим началом", "великим единством (Тай-и)". Отождествление Т.ц. с Тай-и, с одним из высших божеств, объектом поклонения и жертвоприношений в Древнем, а затем - в танском (VIII в. н.э.) Китае связывает Т.ц. с мифологией.
Понятие Т.ц. стало одним из центральных в неоконфуцианстве. Чжоу Дуньи сопряг Т.ц. с даосским понятием "у цзи" - неисчерпаемая первозданность. Описав космогенез как следствие движения самого Т.ц., Чжоу Дуньи фактически положил начало толкованию этого понятия кит. традиционной наукой как некой программы мировых трансформаций. По Чжу Си (1130 - 1200), Т.ц. есть совокупность всех принципов (ли), одновременно присутствующая в каждом человеке и каждой вещи, подобно отражению Луны на всякой водной поверхности. Интерпретация и изложение Чжу Си понятия Т. завершили его разработку. Независимо от возникновения при этом полярного расхождения между трактовкой "И цзина" у Чжоу Дуньи (близкой к материалистической) и у Чжу Си (идеалистической), в обоих направлениях Т. является праначалом космогонического процесса, создавшего всю вселенную, включая человека. В XX в. Сунь Ятсен использовал термин "Т.ц." для передачи западного понятия "эфир".
Существует предположение, что известное ныне графическое изображение Т.ц. в виде т.наз. монады, т.е. тёмного и светлого зародышей (или "рыбок"), соединённых в круге и символизирующих силы инь ян, получило распространение в VII - VIII вв. под влиянием буддийских мандал. В своём графическом выражении понятие Т.ц. широко распространилось в народных верованиях и мифологии, где самостоятельно либо, чаще, вместе с восемью триграммами стало частью картин-талисманов, оберегающих людей от нечистой силы. Понятие и эмблема Т. проникли также и в соседние страны Дальнего Востока, в особенности в Японию (тайкёку). …

    (так говорят словари)

… В понятийной системе китайской философии триграмма Гэнь связана с понятием Великого Предела Тай Цзы. Этот образ-понятие равнозначим с такими фундаментальными категориями, как Дао и Дэ, и имеет космологическое значение. Его терминирующие функции достаточно очевидны. Можно предположить, что Великий Предел и Пи@дец - это одно и то же. …
(К.Крылов)
… Напомним, что в Книге Перемен природа первоначально обозначена как целое и названа Великим Пределом . Исходным пунктом здесь является деление Великого Предела на два дополняющих друг друга понятия инь и ян. Далее этот простой принцип противопоставления дополняющих друг друга понятий развивается до универсальной системы представления реальности. …
(Система Книги Перемен. Ханджян О.А., Ханджян А.О.)
… Предел Небытия (У-Цзы) и Великий Предел (Тай-цзы). Тай-цзы в движении порождает ян. Когда его активность достигает высшей точки, он успокаивается. Посредством спокойствия Тай-цзы порождает инь. Когда спокойствие достигает высшей точки, активность начинается вновь. Так движение и спокойствие чередуются друг в друге, рождая различие инь-ян и утверждая оба начала.
Из превращения ян в его союзе с инь возникают пять стихий: дерево и огонь, земля, металл и вода. Когда эти пять материальных сил (ци) распределены в гармоническом порядке, текут чередой четыре времени года. Пять стихий составляют одну систему инь-ян, а инь и ян составляют Тай-цзы (Великий Предел) - это по сути У-цзы (Непредел). Пять стихий возникают, обладая каждая своей природой. …
… Тай-цзы , Инь, Ян - эти три понятия символизируют изменение во вселенной. Точнее говоря изменение, символизирует Тай-цзы , а инь и ян - пограничные состояния. Когда происходит процесс движения, образуется ян (символизирует активное начало, созидание), в покое образуется инь (символизирует пассивное начало, накопление). … … Тай-цзы является исходной, и одновременно конечной точкой циклического космического процесса.
Тай-цзы в китайском искусстве является символом Великого Абсолюта. Он состоит из волнистой линии, делящей круг на две половины, красную и черную. …
… - Хорошо, тогда сформулируй, что такое Великий Предел ?
- Еще одно название цели эволюционного процесса. Я уже говорил тебе, что за каждым нашим движением на этой планете, за каждой мыслью, словом и действием стоит Намерение Духа постичь самое себя в Едином, Воля Его устремления к самоосознанию. Она ведет Мир по извечно бесконечной спирали мгновенных колебаний между абсолютно распределенной гармонией Хаоса и абсолютно структурированной гармонией Великого Предела упорядоченности. От потенциальной возможности осознания, распределенной в изначальной однородности Великой Пустоты - к концентрированному упорядоченному самоосознанию. ...
… Мне уже приходилось писать, что Запад не знает Великого Предела (кит. Тайцзы), Абсолюта, регулирующего вселенские энергии, придающего сущему определенный порядок: доходя до какой-то точки, явление начинает обратный путь, чтобы не выродиться в свою противоположность. "Великое Дао - оно в бесконечном движении. Находящееся в бесконечном движении не достигает Предела . Не достигая Предела , возвращается к истоку" (Даоэцзин). То есть в эмпирическом мире все движется "туда-обратно" (шунь-ми), пульсирует, подобно вдоху-выдоху, приливу-отливу. "Изменения есть образ движения туда-обратно" - сказано в древнем комментарии к Ицзину "Сицычжуань". Само движение двуедино (но принципу электрического тока), двигаясь туда-сюда по горизонтали, восходит одновременно по двойной вертикальной оси или спирали: "Одно инь, одно ян и есть Дао. Следуя этому идут к высшему Добру" (Сицычжуань). Но восходят к Добру, Благу, идя вперед, отступая назад (шунь - правильный, ни - обратный порядок), так что отступление не есть катастрофа ("ни" близко понятию "хаоса" в синергетике), а есть необходимый момент развития, чтобы одностороннее движение не привело к самоистреблению сущего. Одно прибывает, другое убывает, чтобы могло пульсировать целое на уровне макро - и микромира, от клетки до галактики. Недаром к учению о взаимодействующих инь-ян столь велик интерес ученых. Физики сравнивают его с волновой теорией. Н.Бор сделал модель инь-ян своей эмблемой, дополнив латинским изречением - "противоположности дополняют друг друга". ...
(СИНЕРГЕТИКА И ВОСТОК Т. П. Григорьева)

    (это было ещё несколько цитат, представляющих из себя взгляды на Тай-Цзы …)

    Надеюсь, что чтение не слишком утомило. Гораздо больше утомляют размышления на эту тему ( :) ). Все приведённые выше точки зрения и высказывания правомочны в той или иной степени.
    И так, далее собственно то, от чего отталкиваются большинство исследователей вопроса о Великом Пределе.
(Нижеследующие фрагменты уже следует относить к ицзинистике.)


------------------------
    Объяснение чертежа Великого Предела (Тайцзи ту шо).
    Беспредельное, а затем - Великий предел!
    Великий предел приходит в движение, и порождается ян. Движение доходит до предела, и наступает покой. В покое рождается инь. Покой доходит до предела, и снова наступает движение. Так, то движение, то покой являются корнем друг друга.
    Разделяются инь и ян - поэтому устанавливаются два образа.
    Ян превращает, инь соединяет - происходит рождение воды, огня, дерева, металла, почвы. Пять пневм распространяются в должном порядке - четыре времени совершают свой ход.
    Но пять стихий - это только инь и ян, инь и ян - это только Великий предел, а Великий предел коренится в Беспредельном!
    Когда пять стихий рождаются, каждая наделяется своей природой.
    Истинное в Беспредельном, эссенции двух и пяти таинственным образом соединяются, и происходит затвердевание.
    "Небесное дао устанавливает мужское, земное дао устанавливает женское" (цитата из "Си цы чжуани"). Две пневмы взаимно возбуждаются и производят 10 тысяч вещей. 10 тысяч вещей рождаются и рождаются, и превращениям нет конца.
    Только человек приобретает все это в совершенстве и наиболее одухотворен. Его тело оформляется, дух начинает познавать, пять природ приходят в движение, добро и зло разделяются - возникают 10 тысяч дел.
    Совершенномудрый упорядочивает это с помощью срединности, прямоты, милосердия, справедливости (разъяснение Чжоу-цзы: "Дао совершенномудрого - это только милосердие, справедливость, срединность и прямота"), и главенствует покой (разъяснение Чжоу-цзы: "Отсутствие желаний - причина покоя"). Этим устанавливается предел человека.
    Поэтому совершенномудрый "с Небом и Землей согласует свою благодать, с Солнцем и Луной согласует свою прозорливость, с четырьмя временами согласует свой распорядок, с демонами и духами согласует свое счастье и несчастье" (цитата из "Вэнь янь чжуани"). Благородный человек совершенствуется в этом и счастлив, низкий человек идет против этого и несчастлив.
    Поэтому сказано: "Установили дао Неба - инь и ян, установили дао Земли - мягкое и твердое, установили дао Человека - милосердие и справедливость" (цитата из "Шо гуа чжуани").
    И еще сказано: "Истоки начала есть оборотная сторона конца - в этом познается объяснение смерти и рождения" (цитата из "Си цы чжуани").
    О, как велики "Перемены"! В этом их совершенство!

Настоящий перевод трактата сделан В.Е.Еремеевым по шанхайскому изданию сочинений Чжоу Дуньи (Чжоу Ляньси цзи. Ч. 1. Шанхай, 1936, с. 2.)
----------------------

    Далее ещё одна интересная выдержка, с некоторыми моими комментариями (помеченными как "***").

Схема циклического развертывания мира
в архаическом представлении китайцев

1.У-цзи. Беспредельное
    Круг Вечности,Первозданный Хаос в период великого Растворения Космоса-Пралайи.

*** "Беспредельное" не есть бесконечное. Имеется в виду, что в данном состоянии не имеется "Великого предела", тоесть нет того, от чего можно было бы начать отсчёт Переменам.

Образование Точки-центра Вселенной,который "здесь и везде",так называемой Лайя точки-точки растворения в Абсолюте. Точка как "окно" в Абсолютное, Нерождённое, в Нирвану, Великую Пустоту.

 
*** Образование точки - это лишь дань слабости человеческой фантазии, поскольку "возникновение ниоткуда" человеку легче всего представить как разворачивание из какой-то определённой точки взявшейся ниоткуда.

2.Тай-цзи. Великий предел.
    Разделение Мира на прошлое и будущее,на пространство и время.Изначальная цифра 10. Вертикальная линия - Янское качество на Водах Вечности (Огненный Змий над чашей Вод).

*** В представлении использован объект "линия", поскольку линия наиболее просто отождествляется у людей с тем, что способно отделить одно от другого.

3.Лян-и. Два начала(двойная церемония)
     Дифференциация Мира на Инь и Ян.Зарождение вращения по часовой и против часовой стрелки.

*** Традиционно имеется два изображения пары "Инь-Ян", когда капли закручены по и против часовой стрелки.

4.Сы-сян. Четыре феномена(четыре стихии)
     Развертывание Монады.В каждом Инь содержится Ян,а в каждом Ян-Инь.Ассимиляция-диссимиляция. Образование пространственно-временного креста-свастики из двух турбулентов;уходящий в точку Инь-турбулент и уходящий вовне Ян-турбулент.

*** На данном этапе происходит выявление двуграмм в И-Цзин, или можно говорить, что состояния Ян и Инь внутри себя делятся на "старые" и "молодые" состояния (молодой Ян, старый Ян, молодая Инь и старая Инь).
Здесь же говорится о возникновении пяти стихий. Это не имеет прямого отношения к Переменам, а скорее дань всей китайской традиции, поскольку огромное количество практических дисциплин (таких как китайская медицина, У-син, Фэн-шуй и другие) неразрывно связаны с учением о стихях (реально же, учение о стихиях лучшим образом корелируется с Ба-гуа, тоесть со следующим этапом)

5.Ба-гуа. Восемь триграмм(восемь качеств)
    Умножение качеств за счет комбинации возможностей.

*** На схеме изображены триграммы расположенные в порядке последующего неба ("посленебесный чертёж").

6.Люшисы-гуа. Шестьдесят четыре гексаграммы
    Зарождение множества вещей.

*** Гексаграммы - основные операторы Канона Перемен.

7.Всё разнообразие бесчисленных форм

*** Этот этап можно уже приравнять к полноценному Бытию, или тому, что вы можете увидеть оглянувшись вокруг.
       

Схема последовательного порядка образования Восьми гуа пережних небес

[триграммы] Цянь Дуй Кань Чжень Сюнь Ли Гэнь Кунь
[диграммы] молодой Ян старый Ян старая Инь молодая Инь
[ - ] Ян Инь
  Великий предел

Схема последовательного порядка образования Шестидесяти четырёх гуа пережних небес

    Как бы то ни было, принято считать, что Великий Предел - основа Перемен. Именно из ВП рождается вся тьма вещей как это описано. Но это только одна сторона, или одно лицо Великого Предела. Кроме того, что ВП воспринимается как некая стартовая черта, с которой начинается Бытие, но есть ещё и Великий Предел Перемен, который по сути является финишной линией Бытия. Великий Предел настолько велик, что в нём Перемены находят и своё рождение и свою смерть.

Это несколько модифицированный "чертёж возникновения Гуа из Великого Предела".

    Рано или поздно, в разворачивании Великого Предела наступает критический момент. Разум оснащенный способностью различать Перемены, уже не может охватить все уровни развёртки, и при даже достаточно большом охвате, возникает сложность в идентификации отдельных гуа на самых больших уровнях развёртки, то есть возникают сомнения о их различимости (настолько мала их индивидуальная отличность друг от друга). В этом случае Перемены достигают Великого Предела в своём развитии, то есть выйдя из Тай-цзы, они уходят снова за Предел что бы найдя опору в чём-то ином снова "вынырнуть" и обрести Великий Предел в своей основе.

    В смысле "последнего рубежа" ВП можно понять ещё и посмотрев на него не в направлении развёртки, а в обратном направлении. Если посмотреть на схему рождения гуа из Великого Предела по-европейски (то есть постепенно уменьшая разрядность), то в итоге мы упрёмся в пару Ян-Инь, которую уже не сможем разделить на меньшие составляющие. Это и будет Великий Предел Перемен.





 
Rambler's Top100 Service
   
Hosted by uCoz