|
Ниже приводится выдержка из перевода Си цы чжуань где описывается теоретическая подоснова техники сортировки пучка стеблей тысяселистника, а далее комментарий и расшифровка к этой технике.
Си цы чжуань, Чжан 8 (перевод В.В.Еремеева)
Небо - еденица; Земля - двойка; Небо - тройка; Земля - четвёрка; Небо - пятёрка; Земля - шестёрка; Небо - семёрка; Земля - восьмёрка; Небо - девятка; Земля - десятка.
Чисел Неба — пять, Земли — пять. Пятерки по позициям соответствуют друг другу, и каждая имеет свою сумму. Небесные числа составляют 25. Земные числа составляют 30. Числа Неба и Земли вместе составляют 55. Они производят изменения и превращения и движут духами гуй и шэнь.
Число Великого распространения /Большого разлива/ составляет 50 [стеблей]. Из них используется 49. Разделяем их на две кучи, что символизирует двойку. Подвешиваем [между пальцами] один [стебель], что символизирует тройку. Считаем четверками, что символизирует четыре сезона. Затем откладывается остаток, что символизирует добавочный месяц. За пять лет совершается два добавления. Поэтому два раза откладывается и после подвешивается.
Числа Цянь Гуа составляют 216. Числа Кунь Гуа составляют 144. Вместе — 360, что соответствует дням года. Число этих двух частей составляет 11520, что соответствует числу всех вещей. Поэтому посредством этих четырех действий завершаются Перемены.
Требуется 18 изменений, чтобы сформировать гексаграмму. Восемь триграмм составляют малое свершение. Если продолжать действия, классифицировать и расширять, то все события в Поднебесной могли бы исчерпаться.
Духами шэнь выявляется Путь (Дао) и показываются начала добродетельных (дэ) действий. Поэтому на вопрос можно получить от них ответ. Можно также получить помощь от духов шэнь /благословление свыше/.
Учитель сказал: Тот, кто знает Путь-Дао изменений (бянь) и превращений (хуа), может знать, что сделано духами шэнь.
.............
В исходном источнике, содержащем описание техники гадания по "И - цзину", - "Си цы чжуань" - речь идет о стеблях тысячелистника. Для осуществления этого древнейшего мантического приема (ахиллеомантики) нужны 50 стеблей тысячелистника, которые можно заменить аналогичными предметами, например, счетными палочками или спичками. Они кладутся пучком на стол, покрытый тканью, желательно шелковой. Правой рукой следует взять один стебель и сразу же отложить его в сторону и более им не пользоваться, а оставшиеся 49 обеими руками разделить по центру на два пучка. Левый из них зажать в левой руке, а из правого правой рукой взять один стебель и поместить его между мизинцем и безымянным пальцем левой руки. Затем вынимать правой рукой из левого пучка по четыре стебля. Оставшиеся (от 1 до 4) стебли поместить между безымянным и средним пальцами левой руки. Отсчитанные по четыре стебли правой рукой вновь возвратить налево. Той же рукой взять правый пучок и левой рукой извлекать из него также по четыре стебля. Остаток поместить между средним и указательным пальцами левой руки. Всего между пальцами левой руки может оказаться пять или девять стеблей в комбинациях: 1+1+3, 1+2+2, 1+3+1, 1+4+4. Отложить их в сторону, а все оставшиеся стебли обеими руками вновь соединить в один пучок и повторить с ним вышеописанную операцию, называемую "изменением". В ее результате между пальцами левой руки оказываются 4 или 8 стеблей в комбинациях: 1+1+2, 1+2+1, 1+3+4, 1+4+3. Далее отложить их и провести точно такое же третье изменение, в результате которого между пальцами левой руки образуются такие же комбинации стеблей, что и во втором изменении.
После этой трехэтапной процедуры оставшийся пучок может состоять из 36, 32, 28 или 24 стеблей. Указанные суммы при делении на 4 дают соответственно числа 9, 8, 7, 6. Они символизируют черты гексаграммы: 9 - "старый ян" (), 8 - "молодая инь" (), 7 - "молодой ян" (), 6 - "старая инь" (). Определив полученную черту, аналогичным образом осуществляют еще три изменения, которые позволяют получить вторую черту. Расположить ее над первой (нижней). Шестиступенное построение гексаграммы предполагает проведение 18 изменений. Если полученная гексаграмма состоит из одних молодых черт, то далее рассматриваются только она и связанный с ней текст. Если же среди ее черт находится одна или несколько старых, то они преобразуются в противоположные, и в дополнение к первой рассматривается подобным образом выведенная из нее вторичная гексаграмма как выражающая тенденцию последующего развития ситуации, предсказанной в первой гексаграмме.
.............
А.И.Кобзев ("Китайская классическая Книга Перемен" Ю.К.Щуцкий)
|
|